Ислам — самая молодая и вторая по численности приверженцев после христианства мировая монотеистическая авраамическая религия.

Слово Ислам от арабского الإسلام‎ — «покорность», «предание себя [Богу]».

Мусульмане — последователи ислама.

Слово мусульманин по-арабски: مسلم‎ [муслим], женская форма مسلمة‎ [муслимат]; по-татарски: мөселман, мөслим; по-башкирски: мосолман.

Коран — священная книга мусульман.

Слово Коран от арабского أَلْقُرآن — аль-К̣ур’а̄н: «чтение вслух», «назидание». По-татарски: Коръән; по-башкирски: Ҡөрьән

Сунниты — последователи наиболее многочисленного направления в исламе.

От арабского أهل السنة والجماعة‎ — «люди сунны и согласия общины». По-татарски: сөнничелексуннитство.

Мусульмане верят, что Коран — это слово Божье, переданное ангелом Джибрилем (Гавриил) пророку Мухаммеду. Мусульмане следуют Корану, а также учению и практике Мухаммеда, записанных в традиционных сборниках хадисов.

История

Манускрипт Корана VII века
Манускрипт Корана 7 века.
Ислам возник в 7 веке нашей эры на Аравийском полуострове. Распространён на Ближнем и Среднем Востоке, Северной, Центральной и Средней Азии, Средней Поволжье, Северном Кавказе и Закавказье, Юго Восточной Европе. Социальная доктрина ислама носит гуманистический характер. Предполагает милосердие и благотворительность к слабым, немощным, больным, сиротам, бедным единоверцам. Ислам запрещает ростовщичество, мздоимство (взяточничество), употребление крепких алкогольных напитков, табакокурение, прелюбодеяние, клевету и другие пороки человечества1.

Возникнув в Аравии, ислам за сравнительно короткий срок (приблизительно в течение 3-х веков) получил широчайшее распространение. К моменту добровольного вхождения Башкортостана в состав Российского государства башкиры уже окончательно приняли ислам, который сыграл положительную роль в формировании башкирского этноса2.

На территории современного Ермекеевского района башкиры и татары исповедовали ислам, который к 20 веку стал для них образом жизни. В Ермекеевской волости уже в 1870 году не было ни одного башкирского или татарского селения, где бы не было мечети и примыкавшего к ней мектеба — школы. Всего же на территории района насчитывалось 37 мечетей. В Ермекеевском районе в настоящее время восстановлены или заново построены 14 зданий мечетей. Широко и торжественно отмечаются священные для верующих праздники. Появились в районе и мусульмане, совершившие хадж по святым местам на родину пророка3.

Мусульманские праздники

Праздники, торжественно отмечаемые верующими мусульманами. Самые почитаемые праздники мусульман — это Курбан-байрам (ид аль-фадха), Ураза-байрам (ид аль-фитр), Раджаб-байрам (мирадж), маулид4.

Курбан-байрам празднуется в знак верности мусульман Всевышнему Творцу — Аллаху и в память о жертвоприношении пророка Ибрагима (у иудеев и христиан — Авраам), который был готов принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила, однако Аллах послал ему жертвенного барана, запретив человеческие жертвоприношения. Отмечается на 70-й день после Ураза-байрама (10 числа месяца Зульхиджа), когда завершается хадж (паломничество) мусульмаи на родину пророка Мухаммеда в священный город Мекку (Саудовская Аравия). В этот день мусульмане после общей молитвы (намаза) в мечети режут барана, козу, корову или верблюда5.

Ураза-байрам (ид аль-фитр у башкир и татар — гает аль-фитр), завершает тридцатидневный пост (ураза, руза, саум) по окончание месяца Рамазан (Рамадан). Ураза-байрам празднуетеся три дня.

Раджаб-байрам (мирадж, мирадж кисәһе) празднуется в 27 день месяца Раджаб в память о вознесении пророка Мухаммеда на небо к престолу Аллаха на крылатом коне Буран к лицезрению несотворённого, извечно существовавшего текста священного Корана.

Мавлид-байрам (Мәүлид, Мәүлет-байрамы) — день рождения пророка Мухаммеда. Отмечается вечером 12 дня месяца Рабигал-аувал. В этот день, по христианскому летоисчислению 27 апреля 570 года нашей эры, родился пророк Мухаммед.

Кроме этих основных праздников в исламе отмечают также:

Мухаррам — начало первого месяца мусульманского календаря — Новый год.

Хиджру — переселение пророка Мухаммеда со своими приверженцами — мухаджирами из Мекки в Медину (27-й день месяца Сафар), с которого и ведётся мусульманское летоисчисление. Мусульманская эра так и называется — «Хиджри йыл һаны».

Рагаиб (Рәгаиб кисәһе) — первая пятница месяца Раджаб — день бракосочетания родителей Мухаммеда Габдуллы и Амины.

«Ляйлятэль-Кадр» (Ҡәҙер кисәһе) — 27-й день месяца Рамадан — священную ночь всемогущего Аллаха, когда было начато ниспослание Корана.

Гашура (10-й день месяца Мухаррам) — широко отмечается мусульманами-шиитами день скорби по убиенному племяннику Мухаммеда Хусаину (мусульмане Башкортостана и Татарстана относятся к направлению суннитов, однако и они отмечают этот день постом и молитвами)6.

Фатех Мекка — день освобождения Мекки от противников ислама.

Баракат — день предопределения судеб людей.

Гарафа — день паломничества к священной горе Арафат.

Науруз-байрам, который многие считают мусульманским, к исламу имеет весьма отдалённое отношение, он празднуется по народной доисламской традиции и совпадает с весенним равноденствием7.

Мусульманское духовенство

Мусульманское духовенство — профессиональные служители культа в исламе, осуществляющие руководство исполнением религиозных обрядов и служб в мусульманских махалля. Подразделяется на высшшее и низшее звено. К первому относятся шейх-уль-ислам, муфтии духовных управлений ряда субъектов Российской Федерации, кадии, ахуны, мударрисы, мухтасибы, ко второму — имам-хатыбы (муллы), мутавалии, азанчи (муэдзины). Образовалось с распространением ислама в Урало-Поволжье. В Башкортостане утвердилось с XIV века при правлении золотоордынского хана Узбека. Правительство предоставило мусульманскому духовенству привилегии и полномочия по реализации религиозных потребностей верующих башкир, татар, казахов и других. Высшее духовенство получало вознаграждение за свою службу от государства, низшее — содержалось за счет верующих. Муллы вели регистрацию браков, рождений и смерти мусульманского населения, руководство учреждениями образования — медресе и мектебами, разрешали по нормам шариата и обычного права малозначительные споры верующих по гражданским делам8.

К началу 20 века на территории соверменного Ермекеевского района фактически во всех башкирских и татарских селениях были мечети. В Старотураево, Тарказах, Рятамаке, Исламбахтах действовало по 2-3 мечети. Мулла из Исламбахтов — Ахметзакир, Харис Карагулов (Сутлангулов), Насыр Абдулов, Фаррах Ильясов, Афзал Мустафин из Тарказов, Хафиз Шабаев из Старотураево и других пользовались большим влиянием на правоверных прихожан. Они открывали медресе и мектебы и преподавали в них, некоторые принимали участие в национальном движении за автономию Башкортостана. После Октябрьской революции современная власть и большевистская партия (затем — компартия) проводили политику вытеснения религии из жизни общества. Была развернута атеистическая пропаганда, служители культа подвергались ограничению в правах, закрывались мечети, медресе и мектебы, часть из них была преобразована в светские школы I и II ступеней. В Ермекеевском районе к 1936 году насчитывалось 14 мечетей и 12 мулл и муэдзинов. К 1940 году не осталось ни одной мечети. Многие священнослужители были репрессированы вплоть до применения высшей меры наказания: Насыр Абдулов, Харрис Султангулов, Фаттах Фаризов (Исламбахты), Мухаррам Якупов (Ермекеево), Мияссар Валиуллин (Усман-Ташлы). Верующие мусульмане продолжали совершать намаз на дому, соблюдать уразу, по праздникам собираться на общую молитву в домах верующих, летом на кладбищах. С развалом СССР все ограничения на отравление религиозных культов и деятельность религиозных организаций были сняты. Началось возрождение культовых зданий и богослужений, религиозных обрядов. К 2010 году в Ермекеевском районе действовали 14 мечетей9.

Примечания и источники

  1. Энциклопедия Ермекеевский район. Республика Башкортостан.- Уфа: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Уфимский полиграфкомбинат, 2010.- 200 с., илл.- ISBN 878-5-85051-504-1. Автор статьи: Аминев, Тальгиль Исмагилович []
  2. Энциклопедия Ермекеевский район. Республика Башкортостан.- Уфа: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Уфимский полиграфкомбинат, 2010.- 200 с., илл.- ISBN 878-5-85051-504-1. Автор статьи: Аминев, Тальгиль Исмагилович []
  3. Энциклопедия Ермекеевский район. Республика Башкортостан.- Уфа: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Уфимский полиграфкомбинат, 2010.- 200 с., илл.- ISBN 878-5-85051-504-1. Автор статьи: Аминев, Тальгиль Исмагилович []
  4. Энциклопедия Ермекеевский район. Республика Башкортостан.- Уфа: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Уфимский полиграфкомбинат, 2010.- 200 с., илл.- ISBN 878-5-85051-504-1. Автор статьи: Аминев, Тальгиль Исмагилович []
  5. Энциклопедия Ермекеевский район. Республика Башкортостан.- Уфа: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Уфимский полиграфкомбинат, 2010.- 200 с., илл.- ISBN 878-5-85051-504-1. Автор статьи: Аминев, Тальгиль Исмагилович []
  6. Энциклопедия Ермекеевский район. Республика Башкортостан.- Уфа: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Уфимский полиграфкомбинат, 2010.- 200 с., илл.- ISBN 878-5-85051-504-1. Автор статьи: Аминев, Тальгиль Исмагилович []
  7. Энциклопедия Ермекеевский район. Республика Башкортостан.- Уфа: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Уфимский полиграфкомбинат, 2010.- 200 с., илл.- ISBN 878-5-85051-504-1. Автор статьи: Аминев, Тальгиль Исмагилович []
  8. Энциклопедия Ермекеевский район. Республика Башкортостан.- Уфа: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Уфимский полиграфкомбинат, 2010.- 200 с., илл.- ISBN 878-5-85051-504-1. Автор статьи: Аминев, Тальгиль Исмагилович []
  9. Энциклопедия Ермекеевский район. Республика Башкортостан.- Уфа: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Уфимский полиграфкомбинат, 2010.- 200 с., илл.- ISBN 878-5-85051-504-1. Автор статьи: Аминев, Тальгиль Исмагилович []