Мордва — финно-угорский народ. Коренное население Республики Мордовия. Мордва издавна состояла из двух субэтносов — мокша и эрзя. Они отличаются по языку, обычаям и обрядам. (Самоназвание мокшан мокш. мокшет, эрзян — эрз. эрзят). Говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе. Этнографические группы: эрзян — шокша, мокшан — каратаи. Проживают в Российской Федерации, около трети — в Мордовии, а также в сопредельных областях — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской.

В Башкортостане появились после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства и вхождения Башкортостана в состав Российского государства и начала массовой христианизации нерусских народностей. Переселение мордвы усилилось после строительства Новозакамской пограничной линии и указа царского правительства от 11 февраля 1736 года.

На территории Ермекеевского района мордовские поселения возникли по договору с башкирами-вотчинниками Кыр-Еланской волости Казанской дороги от 12 июня 1775 года, когда ими были припущены 70 душ мужского пола мордвы, во главе с Анисимом Фёдоровым. Они подселились к чувашам, основавшим еще в 1754 году деревню Зингереево. В 1805 году на землях башкир-вотчинников Кыр-Еланской и Байлярской волостей возникла деревня (с 1870 года — село) Новые Сулли (Мордовские Сулли). В 1810 и 1841 годах кыр-еланцы деревни Азналы Карамалы (ныне Нижние Карамалы) припустили мордву во главе с Родионом Андреевым (20 душ мужского пола) и семью Фёдора Кириллова, которые позднее переселились на новое место и основали деревню Верхние Карамалы. Сегодня эта деревня слилась с чувашским селом Средние Карамалы.

В конце XIX века на правом берегу реки Стивензя появился посёлок мордовских переселенцев — Михайловка. В 20-е годы XX века из Новых Суллей и Средних Карамалов выделились песёлки Покровка, Пролетарский, Сахалин, где также проживала мордва. Сегодня этих населенных пунктов нет на карте района. Отдалённость от прародины предков, многолетнее существование в окружении иноязычных соседей, национальная политика Советской власти, направленная на интернациональное слияние народов и складывание новой этно-социальной общности — современный народ привели к ассимилиляции малых этнических общностей с русским. Численность мордвы в Башкортстане неуклонно сокращалась, язык забывался. В условиях РФ началось возрождение национального самосознания многих малых народов, в том числе мордвы. Сохранившееся моноэтническое мордовское село Новые Сулли Ермекеевского района дает этому убедительный пример.

Т.И. Аминев