Сабантуй (тат. сабантуй, сабан туе, башк. һабантуй — «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир.

Похожие праздники существуют как у других народов Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов), так и у некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцев и ногайцев), однако они имеют свою специфику. Имеются и некоторые различия в наименовании праздника и особенностях праздновании сабантуя у различных этнографических групп татар и башкир.

Как государственный праздник

В настоящее время Сабантуй приобрел в Республике Татарстан статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте, издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования.

Главный Сабантуй устраивается в столице Татарстана Казани (ныне в Берёзовой роще посёлка Мирный). Сабантуи проводятся также за пределами Татарстана в местах со значительным татарским населением. Также ежегодно попеременно в одном из регионов Российской Федерации с крупной татарской диаспорой официально проводится Федеральный сабантуй.

В праздновании сабантуя в разное время принимали участие президенты Российской Федерации. Борис Николаевич Ельцин во время сабантуя в городе Арске разбил битой горшок с первого удара, Владимиру Владимировичу Путину удалось достать монетку из чана с катыком, а Дмитрий Анатольевич Медведев выковал «ого», завершающие фразу «Кузнецу — счастья народного» на выкованной подкове.

Необходимо отметить, что в Республике Башкортостан некогда популярный праздник все больше выходит из моды у населения, что вероятно связано с анахронизмом времени проведения сабантуя. Посев (а точнее закапывание семян в землю) с учётом крайне засушливых погодных условий в республике в последние годы является самым первым, но далеко не ключевым этапом сельскохозяйственного сезона. Так в 1998 году сабантуй в Башкирии проводился в то время, когда большая часть всходов из-за жесточайшей засухи в мае и июне того года уже погибла на корню. В связи с этим в сознании сельского населения Башкирии более разумным видится проведение главного сельскохозяйственного праздника года осенью по итогам сбора урожая. Как следствие, популярность сабантуя как праздника, отмечающего окончание посевной компании, все в большей степени сходит на нет. Отменены деревенские сабантуи, не проводятся сабантую в большинстве районов, а в Уфе мероприятия собирают в последние годы не более нескольких сотен человек. В Татарстане, отличающемся гораздо более щадящим климатическим режимом в плане увлажнения, вопрос переноса праздника на осень не стоит.

В Ермекеевском районе

Сабантуй — в Ермекеевском районе один из самых популярных праздников, издревле проводимых к началу земледельческих работы, а в последние 100 лет после завершения весенних полевых работ. Он приобрел новые черты. Тюркский праздник окрасился интернациональным созвучием, он ожидаем и радостен для всех народов района: башкир, татар, русских, украинцев, чувашей… Наряду с национальными видами состязаний, зрелищными и эмоциональными, своеобразный накал придают празднику выступления местных спортсменов — происходит своего рода районная олимпиада [1].

Сабантуй — это народное гулянье, безграничное веселье, это концерты, скоморошные представления, это торговые лотки со снедью, заморскими товарами и поделками народных умельцев [1].

Примечания и источники

  1. Земля Ермекеевская… (Под ред. В.Я. Бабенко).- Уфа: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Уфимский полиграфкомбинат, 1999.- 336 с., илл.- ISBN 5-85051-137-7 [] []