Татары (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркоязычный народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.

Татары — второй после русских по численности народ Российской Федерации, коренное население Республики Татарстан.

В СССР проживало 6 648 тыс. татар (1989). В РСФСР их было 5 520 000 человек. По переписи населения России 2002 в Российской Федерации насчитывалось 5 554 тыс. татар, из них более 2 миллионов в Республике Татарстан, 990 702 — в Республике Башкортостан.

Татарский народ как этнос сформировался из нескольких составляющих субэтносов, которые отличаются друг от друга языковыми, этнокультурными, историческими и географическими особенностями, сохраняющимися до настоящего времени. Современная этнография выделяет большие субэтнические группы, которые делятся на подгруппы. Это татары Среднего Поволжья и Приуралья, сибирские татары, крымские, астраханские, литовские татары. Этническую основу татарской нации составляют татары Среднего Поволжья и Приуралья. Некоторые этнографы выделяют уфимских или башкирских татар.

Татарский язык, как и башкирский, входит в кыпчакскую группу тюркских языков. Они весьма сходны между собой.

Предки современных татар в Башкортостане стали селиться ещё в XV—XVI вв. Однако массовые переселения татар на территорию современного Башкортостана начинаются в 30—40-х годов XVIII века. Раньше других этнических групп татар на башкирских землях появились так называемые служилые татары, в основном мишари. Их направляли российские власти для охраны юго-восточных границ государства от набегов кочевников — калмыцких тайшев, казахских ханов, наследников Сибирского хана Кучума. Их заселяли в укреплённых поселениях-крепостях (Бакалы, Нагайбак, Заинек, Шешминск, Мензелинск и др.). Среди них было немало представителей феодальной верхушки — мурз, которые становились толмачами (переводчиками). Другую группу переселенцев-татар составляли ясачные крестьяне, страдавшие от малоземелья, феодального гнёта, лишённые своих земельных наделов. Они оседали в башкирских селениях по договорам припуска и пополняли ряды припущенников-тептярей. Немало было и тех, кто селился самовольно без согласия и документального оформления. Позднее их запишут в категорию бобылей. Способствовал росту миграции татар в Башкортостан Указ императрицы Анны Иоанновны от 11 февраля 1736, разрешивший «покупать дворянам, офицерам и мещерякам (мишарям) и за себя крепить башкирские вотчинные земли». Многие бежали за пределы бывшего Казанского ханства из-за нежелания быть причисленными к крепостным, а потом «лашманным» татарам. Наконец, известную долю новых переселенцев составили потомки бывших мурз Казанского ханства, в своё время также лишённые своих земель и крепостных, однако в 1783—1784 вернувшие по Указу Екатерины II дворянство, но без земель и крепостных. Их потом называли «чабаталы морзалар» («Лапотные дворяне»). Болышинство мурз осело в Белебеевском уезде и сыграло существенную роль в распространении грамотности среди башкирского населения — из их среды выходили учителя, муллы, многие шли в чиновники или в армию. Не избежали этого переселения и Ермекеевские земли. Раньше всех в наших краях появились татары (казанские, чистопольские), затем чуваши, мордва, удмурты. Переселенцев принимали по договорам припуска (тептярей) или без договоров (бобылей).

В середине XVIII века в непосредственной близости от башкирских кочевий и селений региона появились медеплавильные заводы Осокиных, помещичьи имения Аксаковых, Буниных, Ляховых, Суворовых, Богинских, позже — купцов Кирилова, Шихобалова и др. Но основным населением оставались башкиры и татары, при этом за редким исключением татары поселялись в башкирских селениях на правах припущенников — тептярей. Ко времени V ревизии (переписи) 1795 чисто башкирским селением в пределах современного Ермекеевского района оставалось Исламбахты. Отсюда ранее припущенные тептяре-татары были переселены в Тарказы и Ермекеево.

Были в нашем крае и «чемоданные татары», служилые мурзы. Проживая в одном селении совместно с башкирами вотчинниками, они, как правило, составляли самостоятельные общины (Тарказы, Рятамак, Нижние Карамалы, Старые Сулли, Старо-Тураево, Старо-Шахово, Кулбаево).

В некоторых случаях припущенники-татары основывали самостоятельные селения (Ермекеево, Усман-Ташлы, Абдулкаримово, Ново-Тураево, Ново-Шахово), хотя во всех этих населенных пунктах проживали и башкирские-вотчинники, было довольно много башкир-припущенников, переселившихся из других местностей.

По переписи 1926 года в бывшей Ермекеевской волости насчитывалось 9 236 татар из общего количества населения волости 27 350 человек. В 1939 из общего количества жителей Ермекеевского района 42 655 человек — 13 206 человек назвали себя татарами. Первая послевоенная перепись (1959) показала в современных границах района 9 163 татар из 29 868 человек, проживающих в районе.

В результате прошедших в последней четверти XX века социально-демографических изменений (большой миграции населения, исчезновения так называемых неперспективных селений, ухудшения социально-экономических условий, изменений в национальном самосознании людей и т.п.) сократилось как общее количество жителей района (в 2002 оно составило 18 205 человек), так и представителей татарского этноса — 3 699 человек.

Совместное проживание и взаимодействие башкир и татар сыграло положительную роль для судеб этих этносов. Татары получили земельные угодья, сохранили свой язык, культуру, совершенствовали навыки ведения скотоводства, пчеловодства. Башкиры также многому научились у татар в области оседлой жизни, земледелия, приобщились к исламу и довольно высокой для своего времени восточной мусульманской культуре (большинство священнослужителей-мулл, учителей-мугаллимов, хальфа были из татар). Со временем в татарско-башкирских селениях региона складывался особый этно-культурный менталитет, вырабатывался особый диалект.