Тептяри (типтяри, башк. типтәр, тат. tiptər, типтәр) — этносоциальная группа (сословие) в составе башкирского общества XVII—XIX века, значительная часть припущенников. Включала в себя часть башкир, бывших вотчинников, по разным обстоятельствам потерявших связь со своими родовыми общинами и переселившихся на земли других родовых вотчин. Другая часть составляли татары и другие «инородцы», поселявшиеся в башкирских вотчинных землях по договорам припуска, которые подлежали регистрации в государственных учреждениях.

Царское правительство узаконило юридические права таких переселенцев, определив их как особое сословие и обложив «тептярским» ясаком, а в период кантонной системы включив в состав Башкирского войска как отдельное подразделение. Вместе с кантонами для башкир и мишарей, для тептярей были созданы станы и назначены отдельные тептярские команды во главе со старшинами.

На территории Ермекеевского района тептяре составляли почти половину населения. Они создавали отдельные от башкирской общины в сёла Тарказы, Нижние Карамалы, Рятамак, Старые Сулли, Старо-Шахово, Кулбаево, Суерметово. В Ермекеево, Абдулкаримово и Усман-Ташлах тептяре составляли большинство населения. В Исламбахтах и Атамкуле были только общины башкир-вотчинников.

В течение двух столетий совместного проживания башкир-вотчинников и тептярей-припущенников, в основном состоявших из татар-выходцев из Среднего Поволжья, большинство из Казанской губернии, сложилась особая социально-культурная среда. Наметилась тенденция складывания отдельной от башкир и татар, этнической общности со своим особым, тептярским языком и тептярским самосознанием. Во время переписи населения 1917 в трёх волостях — Ермекеевской, Ново-Шаховской и Старо-Тураевской 8 108 человек (45%) назвали себя тептярями, 8 135 — башкирами и 254 — татарами.

После Октябрьской революции, когда земельный надел крестьян не зависел от его принадлежности к социальной группе населения, бывшие тептяре в большинстве своём соотнесли себя с татарами. Некоторые из них стали считать себя и мишарями. О своих башкирских корнях забыли и многие потомки бывших вотчинников, которые в своё время припустили к себе тептярей, служилых и ясачных татар и многих других припущенников.

Т.И. Аминев